Особенности классификации аниме

Аниме, подобно другим произведениям, имеет свою классификацию, во-первых, жанровую, во-вторых, по целевой аудитории. По большей части она идентична с общепринятой, но отличия все же есть.

Помимо обычных жанров для классификации японских произведений (и не только аниме, но и манги, ранобэ, игр и т.п.) используют следующие:

Махо-сёдзе – «Девочки-волшебницы» – к этому жанру относятся произведения, в котором несколько молодых девушек (иногда в придачу к ним могут еще и юноши), чаще всего младшеклассницы, борются со злом, используя магические силы. Происхождение самих сил сильно варьируется: сила любви, сила желания, сила какого-нибудь артефакта и тому подобное. Суть большинства таких произведений сводится к сражению приверженцев справедливости с приверженцами несправедливости, а также выяснению самого понятия «справедливость». Почти во всех таких аниме есть сцены превращений. Махо-сёдзе горячо любимо детьми и лоликонщиками. Правда, не все произведения рассчитаны на девушек и детей, есть и довольно мрачные представители среди этого жанра, например «Девочка-волшебница Мадока Магика».

Этти – «Непристойность» – к этому жанру относятся произведения с изобилием пикантных сцен. Сразу стоит разбить одно заблуждение на этот счет: термины «этти» и «фансервис» не синонимы. Фансервис – сервис для фанатов – включает в себя множество составляющих, и пикантные сцены, как составляющая, лишь одна из них. К самим же пикантным сценам относятся: панцушоты (кадры с демонстрацией женских трусиков), сцены с купальниками, частичное или полное обнажение героинь и тому подобное.

Гарем – к этому жанру относятся произведения, в которых вокруг главного героя собирается некоторое количество девушек. В большинстве случаев все девушки влюблены в этого героя. А сам герой, чаще всего, особо не выделяющийся юноша, который умудряется обращать на себя внимание за счет удивительной доброты и честности (хотя бывают исключения, например, Кацураги Кейма из аниме «Одному лишь богу ведомый мир» обольщает девушек лишь собственной головы ради). Также есть поджанр – «Обратный гарем» – к нему относятся произведения, в котором, наоборот, одна девушка и группа парней. Жанр имеет свою целевую аудиторию, но культурный вес под большим вопросом, так как даже та небольшая моральная часть, свойственная для гаремов, в данном отсутствует напрочь.

Меха – к этому жанру относятся произведения, в которых присутствуют сражения с участием исполинских боевых машин. Фактически поджанр научной фантастики.

Гуро – поджанр ужасов в аниме, манге и играх. Произведения этого поджанра характеризуется незацензуренными сценами обезображенных, разорванных тел, ошметков мяса и огромного количества крови. Предназначается только для взрослых. Также существует поджанр «Эрогуро». Название говорит само за себя.

Хентай – «Извращение» – жанр аниме, манги и игр (данный термин распространен только за пределами Японии), в произведениях которого изображаются сцены откровенно сексуального характера. Предназначен только для взрослых.

Сёнэн-ай – «Юношеская любовь» – к этому жанру относятся произведения, в которых фигурируют отношения между юношами и/или молодыми людьми. Хентайные произведения этого жанра носят название «Яой».

Юри – «Лилия» – к этому жанру относятся произведения, в которых фигурируют отношения между девушками. Иногда также используется термин «Сёдзе-ай». Мнение, что термином «Сёдзе-ай» называется только обычные аниме такой направленности, а термином «Юри» – только хентайные, ошибочно. Фактически, эти термины – синонимы. А непосредственно хентайные произведения обычно так и называют – юри-хентай. Причины, почему термины не разделяются, хорошо понятны любому поклоннику аниме: юрийных произведений очень мало, как обычных, так и хентайных, а многие из тех, что есть, вполне можно подвести под какой-либо обычный жанр. Ведь изображение любви между девушками не воспринимается так критично, как изображение любви между парнями. Юрийное аниме бывает двух типов: рассчитанное на девушек – сёдзе-сёдзе-ай – и рассчитанное на молодых людей старше 18 – сэйнэн-сёдзе-ай.

Теперь о классификации аниме по расчетной аудитории. Вопреки популярному мнению, терминами «Кодомо», «Сёнэн», «Сёдзе», «Сэйнэн» и «Дзёсэй» обозначают не жанры аниме. Этими терминами как раз таки и обозначают аудиторию, на которую рассчитано каждое конкретное произведение.

«Кодомо» – произведения, в частности, аниме, рассчитанные на детей. Не сильно отличаются от анимационных сериалов других стран. Пример многосерийного кодомо-аниме – «Покемоны».

«Сёнэн» – произведения, рассчитанные на парней от 12 до 18 лет. Характеризуются эффектностью боев, изобилием самих боев, разговорами о чести, морали и дружбе и чрезмерно пафосной драмой. Часто очень сильно проседает по общей событийности: один бой может затянуться на десяток серий и даже больше. Особенность этого направления в том, что оно всегда окупается, вследствие чего аниме-индустрия сильно забита представителями этой возрастной категории, понижая общее качество выпускаемых аниме-сериалов. Впрочем, не все произведения при этом плохие. Есть и вполне годные в своем роде, например «Крестовый поход Хроно» или «Цельнометаллический алхимик», но это скорее исключение, чем правило. Что характерно, направление популярно среди школьников. Примеры сёнэн-аниме: «Наруто», «Блич», «Тетрадь смерти», «Госик», «Мастера Меча Онлайн», «Атака Титанов».

«Сёдзе» – произведения, рассчитанные на девушек от 12 до 18 лет. Характеризуются большим упором на чувства, переживания героинь. Грамотно изображенные чувства делают произведения очень ценными, а менее удачные превращаются в рисованные мыльные оперы без особого смысла. Часто в сёдзе-произведениях опошляется то, что в более распространенных изображается как нечто милое и невинное. Это улучшает окупаемость, но снижает культурный вес произведения. Примеры сёдзе-аниме: «Дотянуться до тебя», «Монстр за соседней партой», «История семьи Аркана», «Охота на приведений».

«Сэйнэн» – произведения, рассчитанные на молодых людей старше 18 лет. Характеризуются меньшей динамичностью по сравнению с сёнэн-произведениями, но куда большей логичностью, целостностью мира, глубиной задумки, общей продуманностью. Впрочем, посредственных тоже хватает. Частенько включает в себя намеки на юри. Во всем мире отаку сильно ценят эти произведения, в нашей же стране зачастую встречаются холодно. Примеры: «Код Гиасс», «Связь сердец», «Романтическая комедия моей юности хуже, чем я ожидал», «Истории монстров».

«Дзёсэй» – произведения, рассчитанные на девушек старше 18 лет. Является ответвлением «Сёдзе». Очень редкое направление среди аниме. На данный момент можно выделить лишь одну особенность: простое ненавязчивое повествование. Примеры: «Нана», «Брошенный кролик».

Конечно, это все не абсолютно. Иногда оные студии, режиссеры выпускают тайтлы, которые тяжело сопоставить с привычными жанрами. Или они сильно расширяют их грани. Например, все то же аниме «Девочка-волшебница Мадока Магика» – авторский проект студии Shaft режиссера Симбо Акиюки – стало первым махо-сёдзе за долгое время, что, во-первых, рассчитывается явно не на детей и на девушек, во-вторых, включает очень мрачную концепцию. Вопреки популярному мнению, это аниме не единственное такое в своем роде на момент своего выпуска, но тем не менее оно вызвало огромный резонанс среди поклонников японской анимационной культуры.

Вы можете оставить комментарий.


Оставить комментарий