20XX – игра от инди-разработчика Batterystaple Games в жанре roguelike-платформера. Являет собой попытку воспроизвести нечто отдалённо напоминающее клон игры Megaman, созданной небезызвестной японской компанией Capcom, но помноженную на реиграбельность, которую обеспечивает генерация уровней и наград, а также большой набор опций и бонусов, с помощью которых можно кастомизировать свой забег.
«Поздравляем, Вы прошли обучение!
…теперь вы умрёте.»
(с) Игра «20XX»
Внимание »
В статье описывается лишь явление игры и сопутствующее. Саму игру можно купить в Steam (если нет предрассудков насчёт Valve, как у кое-кого). Можно, конечно, и на трекерах достать, но желательно бы всё-таки купить, ибо ребята тут действительно старались.
Вообще, строго говоря, это не roguelike, а roguelight, так как, если проиграть, то свою следующую игру можно сделать проще за счёт закупленных улучшений и монет на местный игральный автомат. Разумеется, определённый потолок тут есть, да и большая часть всего это не работает на высокой сложности, но тем не менее.
Так чем же так хороша эта игра? На самом деле рядовому игроку она вряд ли что даст. Но для поклонников платформеров 90-х эта игра как манна небесная. Ибо тут воспроизведено и передано всё то, за что те платформеры – причём лучшие из них – были так любимы игроманами тех поколений. Хорошая графика, хотя и выдержана в более-менее современном стиле, всё же мимикрирует под графику игр на NES и Genesis (особенно это пытались воспроизвести в кат-сценах). Традиционный геймплей в стиле бегай, прыгай, бей/стреляй, убивай очень бодрый, что особенно доставляет, когда вдвоём прорываетесь в идеальном синхронном исполнении через кучу врагов и летящих навстречу снарядов по падающим/движущимся платформам, где одно неверное движение – падение в пропасть (даже если и не смертельное). И реально шикарная атмосфера, которой смогли добиться за счёт примитивного, но интересного сюжета и реально хороших, уместных музыкальных треков, также сделанных похожими на музыку с приставок третьего и четвёртого поколений.
Сюжет. Два сумрачных гения – доктор Брайтон Шарп и доктор Арлан Флэт – работая с робототехникой, допустили выход последней из-под контроля, в результате чего начался настоящий бунт машин. Чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль они наняли Нину и Эйса – двух наёмных работников, что вроде как привыкли иметь дело с подобным. И им теперь нужно подавить бунт роботехники…
Однако не всё так просто. (Спойлеры) »
В действительности Нина и Эйс – это тоже роботы этих докторов. Они существовали в качестве проекта контроля над обезумевшими машинами, чтобы те окончательно не распустились. И Нина и Эйс постоянно терпели поражения, впрочем, исполняя свою главную задачу – они собирали информацию, необходимую докторам для создания собственных вундервафлей и роботов, что не будут выходить из-под их контроля. Так они постоянно делали новых Нину и Эйса до тех пор, пока те не смогли предельно успешно справляться с поставленной перед ними задачей. Но перестарались: в результате Нина и Эйс не только взяли под контроль восстание машин, но и остановили коварных сумрачных гениев.
На последнем уровне можно наблюдать множество разломанных/недоделанных Нин и Эйсов, что противостоят игроку. Кроме того, на уровнях иногда встречаются кости персонажей, что говорит о том, что они в некотором роде андроиды – роботы, что мимикрируют под людей. Вообще говоря, сюжет этой игры – предел простоты и всего гениального. Он примитивный, но в то же время и незаумный, и непредсказуемый, и целостный, и идеально объясняющий рогулайк-составляющую.
До целостной картины сюжета по большей части приходится додумываться самостоятельно путём перепрохождений, а также по обрывкам разговоров докторов, что поджидают игрока в конце уровня и оставляют язвительные замечания дают ценные советы о том, что не так с прохождением, так, например, отмечая, что на уровне что-то было пропущено, замечанием про зыркающие глаза. Также иногда можно наблюдать кат-сцены.
Но чтобы их увидеть, нужно выполнить определённые условия. »
Не считая открывающей и закрывающей, в игре четыре кат-сцены. Две из разряда плохих концовок и две, что носят название Another Chance (больше пафоса!). Чтобы их открыть, нужно:
1. Пройти дальше четвёртого уровня и погибнуть.
2. Увидеть первую кат-сцену и пройти четвёртый уровень.
3. Увидеть вторую кат-сцену, пройти дальше восьмого уровня и погибнуть.
4. Увидеть третью кат-сцену и пройти восьмой уровень.
Судя по всему, больше одной такой кат-сцены за забег увидеть не получится (не проверено, но вероятно).
О чём же кат-сцены… Ну, как бы доктора тоже не совсем идиоты и понимали, что если работники будут справляться слишком хорошо, то это может помешать их планам. Именно поэтому они и «награждали» их за хорошую работу взрывом или сбросом в открытый космос. Однако на сторону Нины и Эйса встал Ал – их робот-помощник, что саботировал компьютерные системы докторов (причём в кат-сценах 2 и 4 видно было, что Нина и Эйс уже были готовы к худшему, наученные горьким опытом своих предыдущих версий). Ала же, которого поймали на втором саботаже, нужно будет спасти на последнем, десятом уровне. Если этого не сделать… Ну, он будет отсутствовать в финальной заставке… и в штаб-квартире Нины и Эйса…
«…Meanwhile on Steam 20XX discussion board
«i did heartless and let al die, can i get him back?»
«you don’t deserve it»
High Velocity Raptor к своему видео
20XX – Alt «Heartless» ending на Youtube
Саундтрек в игре – тема отдельная. Именно благодаря ему во многом и удалось восстановить непередаваемую атмосферу игр 90-х. Многие японские разработчики всегда старались ставить свои лучшие треки на последние уровни, чтобы создать эффект предвкушения финальной битвы, и писали отдельные композиции как для последних, так и для послепоследних и даже для послепослепоследних боссов. Ну да, многобосье в конце игры часто встречается в японских (да и не только японских) играх до сих пор. Тут в плане боссов всё проще, но тенденция с саундтреком передана просто в лучших традициях жанра. Сам ОСТ гуглится и ютубится без особых проблем. Не то чтобы он доставлял вне контекста, правда…
Список треков. »
The Year is… – тема вступительной заставки
20XX – главная тема / тема главного меню
Get Ready! – саундтрек в штабе
Firestorm – тема агнисорта
Identity Crisis – тема вакулаба
Permission Denied – тема плохих концовок
Second Strike – тема небесного храма
Permafrost – тема морозора
Pseudocode – тема боссов
V for Victory – музыка, когда уровень пройден
Apex – тема босса девятого уровня
Another Chance 1 – тема первой кат-сцены Another Chance
Spark Engine – тема девятого уровня
Endless Echo – тема последнего уровня
Another Chance 2 – тема второй кат-сцены Another Chance
Omega Model – тема последнего босса
Null and Void – тема бегства со станции
Reboot – тема финальной заставки
Не, ну понятное дело, что это не Dr. Wily’s Castle, но всё равно треки хороши.
Дизайн уровней также отсылает к лучшим из платформеров. Если быть точнее, их порядок…
Ну то есть… »
Сначала обычные уровни с обычными боссами, на которых звучит обычная музыка, свойственная всем боссам. Ничего необычного, а то, что на порядок уровней ещё и влиять отчасти можно, только усиливает эффект обычности. Но вот мы видим вторую кат-сцену Another Chance (ну или не видим, если условия не довыполнены, что подрывает часть эффекта, но не критично), и вот пускаемся в погоню за подлыми докторами, похитившими нашего драгоценного Ала, и тут фигак – вместе с уникальным треком запускается уникальный уровень, хотя и включающий разные платформы и ловушки с прошлых уровней, но все сразу (!), который рвёт нахрен пятую точку своей долбанутостью в том, что касается прыжков и точности действий. И думаешь, вот доберусь я до них, на британский флаг порву тварей. А в конце уровня фигак – с новым треком выходит босс – один из докторов, обвешанный финтифлюшками боссов прошедших уровней.
Надрав ему эти самые финтифлюшки и не найдя ни второго доктора на своём обычном месте, ни Ала, а только полудохлого робота, которого можно и желательно добить, пускаемся дальше. И вот тут-то пафос начинает сочиться из всех щелей. Если девятый уровень олицетворял собой ту часть, которая про прыжки, то последний десятый олицетворяет ту, которая про сражения. Прыгать, конечно, тоже надо, но сражаться больше и чаще, потому многим уровень может показаться проще, но и в то же время он создаёт эффект большей сложности. Этот момент просто гениален. И всё это под очередной по-настоящему годный трек Endless Echo, что вкупе с бесконечным действием и прорывом через орды противников действительно создаёт шикарный эффект сражения перед финальной битвой. А босс рвёт чёртов шаблон! Если то, что махина доктора даже при отдалении занимает половину экрана, ещё можно понять, то вот метод сражения с ним выносит наглухо (иногда – нервы и мозг), ибо представляет собой всё те же характерные для платформеров прыжки по платформам. Тут-то и идёт в ход всё то снаряжение, с таким трудом добываемое на уровнях, в залах славы и магазинах.
И вот последний босс оказался повержен, в лучших традициях игр на NES / Genesis место последнего сражения начинает взрываться, и от этих взрывов нужно убегать (правда, взрывы эти лишь для пафоса, если не убегать, то они будут терпеливо ждать и взрываться на месте… но Ала захватить всё равно не забудьте), оставляя лабораторию по производству роботов с бесконечными прототипами Нины и Эйса позади. Кстати, всё это происходит под очередной новый трек.
Даже самые пафосные из игр теряют львиную долю эффекта своей этой пафосности при повторных прохождениях. Не то чтобы в данном случае это было не так, да и общий эффект несколько слабее, но всё равно: по сравнению с другими играми сохраняется значительно бóльшая часть, благодаря всё тому же рогулайк-элементу. Плюс.
Плюсом также является тот факт, что поиграть вдвоём можно без всяких танцев. У стимовской версии локал должен работать стабильно. При игре за одной машиной также никаких проблем нет, ибо игра очень непривередлива к контрол-девайсу и подойдёт любой, хоть самый допотопный геймпад. Вот как играть на пиратке по сети, уже вопрос. Возможно, поможет эмулятор локалки. Но не факт. Впрочем, поощрять распространение пиратских версий – зло, так что мучайтесь сами.
Минусы игры конкретные и абсолютные не выделяются. Игра в настоящий момент уникальна, потому сравнивать особо не с чем. Тут разве что специфика может оттолкнуть.
А также какие-то отдельные моменты для конкретных людей. »
Так, например, графика. Тут использован компромиссный вариант из детальных моделек, движений, анимаций, который выглядит ну очень симпатичненько, но не сильно выходящих на рамки своей схожести с играми того времени. С другой стороны, графика в игре недостаточно хороша, чтобы удовлетворить графодрочеров графоманов. И в то же время оттолкнёт тех, кто задрот по пикселям… В общем, да. Такой себе минус, базирующий строго на предпочтениях.
Другой заключается в том, что прохождение, по понятным причинам, раз на раз не приходится. То есть в первый раз могут попасться простые конструкции и такие же залы славы с хорошими наградами и вся игра пролетится и не почувствуется, оттого и не доставит, а в другой – невыносимо раздражающие конструкции с каждый раз откуда ни возьмись появляющимися чёртовыми мышами и долбанутые залы славы с разными и наиболее бесполезными кор-аугментами. Не в бровь, так в глаз, что называется. Хотя в целом баланс всё же отточен довольно-таки неплохо, надо сказать.
Ну и о раздражении. Тоже субъективный минус, но тем не менее. Иногда отдельные моменты раздражают настолько тем, что не проходятся ни в какую, что можно слить весь хп-бар просто в попытках их пройти. Как результат, запороть себе очень даже годный изначально забег.
Словом, придираться тут можно ко многому. Но почти все эти придирки будут субъективными, хотя местами и действительно имеющими место быть. Тем не менее они непрерывно связаны со спецификой игры, а специфика – это как раз то, что и делает эту игру хорошей. Так что тут ничего не поделать, десу.
О контенте. Вообще говоря, для игры, что характерно, написана довольно подробная вики, дающая исчерпывающую информацию о том, что может выпасть на уровнях, и том, что вообще в этой игре существует из улучшений. Даже притом, что игра в подавляющем большинстве случаев будет на русском, даже если её скачивать с иностранных ресурсов (WHAT?!), вики всё равно на английском. Не то чтобы там было так уж сложно разобраться, правда. Сама вики.
Кроме того, несмотря на то, что разработчики уже стали заниматься другими проектами, они всё же успели понаплодить патчей и дополнений, довольно внушительно расширяющих контент. Так, например, Нина и Эйс – не единственные играбельные персонажи этой игры уже давно.
Фанматериалы, мемы… Их нет. Просто потому, что игра больно узкоориентирована. Нет, иногда можно-таки натолкнуться на годный артик и забавную подпись, но настолько редко, что проще словить порнуху какого-нибудь там Мегамена в порнухе. Однако факт: именно узкоориентированность делает эту игру настолько интересной для конкретной целевой аудитории. И у неё она может выгореть надолго.
Годный арт. Один из тех немногих. »
Скриншоты:
